Частные центры для беременных женщин и родителей с детьми: вопросы безопасности

Posted on: сб, 03/17/2018 - 22:35 By: admin
Теги

 

Соколова Нина Александровна, к.б.н, ст.науч.сотр. ВИНИТИ РАН, Москва, Россия

В последнее годы у нас стали уделять гораздо больше внимания защите традиционной семьи и нравственных ценностей как основы государства. Существует, однако, опасность разрушения изнутри этого жизненно важного направления социальной деятельности. Речь идет о быстро расширяющейся сети частных семейных центров и родительских школ, осуществляющих на платной основе подготовку беременных женщин к родам, «духовное» акушерство, консультации по грудному вскармливанию и воспитанию детей. Большинство из них объединено в «Движение за естественное рождение (естественное/сознательное родительство)», представляющее собой ветвь Международного движения за альтернативный образ жизни, альтернативное акушерство и т.д. Истоками его являются протестная молодежная наркокультура «хиппи» (Калифорния, 60-годы XX в.), и движение Нью Эйдж. Самые активные организации и медиа-ресурсы этого профиля следующие:

  • Межрегиональная организация «Рождение» (naturalbirth.ru), председатель – Е.К.Ломоносова

  • Журнал Домашний ребенок (domrebenok.ru), редакция – Перховы Филипп и Катерина

  • «М-А-М-А» - Межрегиональный Альянс Матерей и Акушерок

  • «Сознательно.ру» - Видеопортал для думающих родителей

Характерным признаком этих семейных программ является двойное учение: одно – для рекламы, а другое – для внутреннего пользования. Такие центры (клубы, школы) декларируют семейные ценности, многодетность, естественные роды, максимально раннее прикладывание новорожденного к груди, длительное грудное вскармливание, что привлекает беременных женщин и их мужей, а также создает позитивный образ инициативного и здравого общественного движения.

Однако часто данные рекламные декларации лишь камуфлируют бизнес, основанный на сомнительных околомедицинских методиках. Сознанием родителей манипулируют, склоняя их к домашним родам и незаметно вовлекая посредством специальной литературы, семинаров и психотренингов в неоязычество и оккультизм.

В целом, при некоторых вариациях, для родительских центров характерны:

  • Эзотерический разрыв (в рекламе и при записи на занятия родителям не раскрывают риски домашних родов и оккультное учение «естественников», тренинги тоже имеют разные «уровни погружения»)

  • Пантеистический монизм

  • Опора на древнерусское повитушество и языческие родильные обряды

  • Холистическая медицина, гомеопатия, остеопатия, отказ от прививок, вегетарианство и сыроедение

  • Оккультизм: рерихианство, «духовная гальванопластика» (по О.Айванхову), экстрасенсорика, космоэнергетика

  • Ньюэйджевская оккультная лексика: чакры, биополя, места силы, астрал, тонкие тела, энерго-информационные каналы, эгрегоры и т.д.

  • Позитивное мышление, визуализации, аффирмации, гармонизация родового процесса, создание «родового пространства»

  • Идея травмы рождения и базовых перинатальных матриц по С.Грофу, якобы определяющих всю последующую жизнь человека

  • Учение о карме и реинкарнации, тренинги по исправлению «родовой кармы»

  • Психотренинги, основанные на языческих ритуалах, или на лжепсихологии (ребефинг, расстановки по Хеллингеру, проныривание, притапливание, дыхательные психотехники, тренинги с достижением транса, измененных состояний сознания), йога, медитации.

  • Фетишизация естественных родов, элитарность женщин, рожающих естественно в домашних условиях (или в море, на природе)

  • Гуруизм (гуру - И.Чарковский, С.Гроф, Айна М. Гаскин)

  • Противопоставление своего движения «системе» - контркультура, диссидентство

  • В обучении детей - вальдорфская педагогика, методика Щетинина

  • Бизнес, складывающийся из гонораров за семинары, тренинги, некие процедуры, имеющие скорее гедонистическую значимость (например, стоимость «послеродового пеленания» родильницы по проекту сотрудницы центра «Рождество» составляет 20-25 тыс.руб.), сопровождение домашних родов, сотрудничество с частными медицинскими центрами (стоимость услуг сопровождения беременности в медицинском центре «Линия жизни», партнера центра «Рождество», достигает суммы более 55 тыс.руб.)

Доктриной же естественного родительства и «духовного» акушерства, которую адепты этого движения особо не афишируют, является оккультное учение о сакральном значении естественных родов - своего рода инициации. Считается, что для благополучного перинатального исхода роженица должна войти в некий «энерго-информационный поток», подключающий ее к «космосу», в результате чего откроются все «чакры», новорожденный станет ребенком-«индиго» и даже приобретет телепатические способности. Родителям внушают, что в роддомах нет такой хорошей «энергетики», как дома, и поэтому в роддомах лучше не рожать. По учению «духовных» акушеров, если в мире число женщин, рожающих таким способом, достигнет определенного уровня, начнется якобы «Новая Эра», «Эра Водолея».

Следует отметить, что далеко не во всех случаях будущие родители, записываясь в ту или иную школу подготовки к родам, настроены рожать дома. Но наслушавшись на занятиях страшных рассказов о роддомах, посмотрев манипулятивные фильмы, они принимают опасные для здоровья и жизни решения. Утрате у родителей критического восприятия действительности способствуют и осуществляемые во многих центрах занятия йогой, медитации, экстремальные тренинги и практики с изменением состояния сознания.

К сожалению, в России надзорные и правоохранительные органы, общественные организации и представители медицинского сообщества не уделяют достаточного внимания опасным практикам школ для беременных. Вместе с тем, роды на дому при возникновении непредвиденных ситуаций нередко приводят к инвалидизации и гибели новорожденных и даже матерей из-за невозможности оказания им неотложной медицинской помощи. В 2007 г. руководители Центра родительской культуры «Колыбелька» Елена и Алексей Ермаковы были осуждены по статье «Незаконное занятие частной медицинской деятельностью, повлекшее по неосторожности смерть человека» (235 ч. 2 УК России). Их «домашнее акушерство» закончилось гибелью как минимум шестерых младенцев и тяжелой инвалидностью еще двух.

Случаи тяжелого ущерба для здоровья зарегистрированы и среди клиентов Центра перинатального воспитания и грудного вскармливания «Рожана». Руководители этого центра, супруги Цареградские, организовали в Калужской области закрытое сектантское поселение «рожановцев», в котором изолировали женщин от мира, а их сознание подвергали контролю. 17 апреля 2012 г. суд признал А. В. Цареградского виновным в совершении преступлений по ст.116, 112, 111 УК России и приговорил к лишению свободы сроком на 5 лет и 3 месяца с отбыванием наказания в колонии строгого режима и удовлетворению гражданских исков на общую сумму около 900 тыс. руб., так как пострадавшие стали инвалидами. В настоящее время началось следствие по делу Жанны Цареградской, руководителя центра «Рожана»; ей предъявлено обвинение по ст. 282 и 239 УК России.

Указанные семейные центры не являются исключением из правила, что должно вызывать вполне обоснованную тревогу общественности. С каждым годом растет список потерпевших от деятельности и других семейных центров, практикующих подобное «естественное родительство». Поступают все новые и новые сведения о случаях получения тяжелых увечий и гибели в домашних родах новорожденных, а иногда и их матерей из-за халатности, непрофессионализма и упований на оккультные приемы домашних акушерок. По данным корректно проведенных крупномасштабных исследований за рубежом, нео- и перинатальная смертность на домашних родах в 3-7 раз выше больничной.

Иногда в движении за естественное родительство/домашние роды участвуют и православные родители, обращающие внимание только на его позитивный «фасад» - настроенность на рождение детей, заявления в защиту семейных ценностей, христианскую личину и интересную клубную жизнь. Более того, в ряде случаев подобные центры получают поддержку православного духовенства, не владеющего всей полнотой информации об оккультном и противоправном характере их деятельности. К семейным центрам, разделяющим идеи «естественного (сознательного) родительства», относятся «Волшебный ребенок», «Стихиаль», «Возрождение», «Мастерская детства», «Драгоценность», «Наш аист», «Рождество» и многие др.

Тот факт, что ряд семейных центров прикрывает свои оккультно-языческие практики православной фразеологией, отталкивает пострадавшие семьи от православия и воцерковления. Так, одна из матерей, потерявших ребенка из-за домашних родов (акушерка – руководитель школы «Драгоценность», Ю.Постнова), создала сайт для таких же, как и она, пострадавших, и написала: «…Продолжайте молиться, это проще чем учиться, чем за что-то отвечать. Проще сказать - на все воля Божья, сесть в автомобиль, не умея управлять, и нажать на газ, желательно на встречной».

В то же время Русская Православная Церковь неоднократно свидетельствовала о несовместимости с христианством ньюэйджевских сект и культов. Более того, согласно определениям Архиерейского собора, прошедшего в 2011 году, полностью исключено любое сотрудничество Русской Православной Церкви в делах милосердия и благотворительности с представителями псевдорелигиозных, оккультных и преступных групп. В последнее время «духовные» акушерки уже провозглашают право на естественный отбор – «право» новорожденных погибнуть на домашних родах без медицинской помощи. В сообществе «естественных родителей» порой прорываются «откровения» о высоком с точки зрения космоэнергетики (!) предназначении однополых пар. Можно ли, объединяя семейные бизнес-центры с такими деструктивными идеями и практиками в некую «культуру родительства», отстоять традиционные семейные ценности? Все шире распространяемая через семейные центры философия йоги, согласно которой душа вселяется в плод человека только на 120 день внутриутробной жизни, тоже не поможет защитить жизни нерожденных детей.

Безусловно, к «духовному» (домашнему) акушерству как одному из вариантов альтернативной медицины вполне применимо предупреждение «об опасности внедрения под прикрытием “альтернативной медицины” оккультно-магической практики, подвергающей волю и сознание людей воздействию демонических сил» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви XI, 3).

Представляется необходимым не только информировать будущих родителей о физической и духовной опасности участия в подобных семейных программах, но и включить это антисектантское направление в миссионерские программы, и в программы по защите традиционной семьи и детей.