- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
«Принуждение к аборту: как противостоять?» — так была обозначена тема круглого стола, организованного Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению и прошедшего в Москве в рамках IX церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь». На него собрались представители общественных организаций, благотворительных фондов, священники, юристы, демографы, журналисты и просто посетители выставки, которые проявили живейший интерес к заявленной теме, заполнив за два с лишним часа дискуссий самый большой конференц-зал в Манеже.
Уже накоплен и обобщен некоторый церковно-общественный опыт в борьбе с этим поистине всеобъемлющим злом, ибо, как сразу предупредил ведущий круглого стола — обозреватель ВГТРК Иван Семенов, нельзя сказать, что аборты — проблема только лишь медицинская или социальная, или духовная, или недостатка образования.
Большим плюсом работы круглого стола стало то, что его участники не «растекались мыслью по древу», просто клеймя широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе. Были обсуждены вполне конкретные аспекты помощи беременным и женщинам в кризисной ситуации, включая:
- имеющийся опыт работы «телефонов доверия»;
- законодательные инициативы и поправки к закону «Об абортах»;
- мониторинг положения с абортами на сегодняшний день.
Намечены основные «фронты», где следует сосредоточить силы православной общественности. В какой-то степени скоординированы ее дальнейшие действия.
«Нужны просемейная идеология и центры»
«Боевой настрой» придал дискуссии протоиерей Максим Обухов, руководитель медико-просветительского центра «Жизнь»:
— К сожалению, это стало привычной реальностью, когда женщину принуждают к искусственному прерыванию беременности. Любой священник может рассказать, как к нему приходили в слезах и полном расстройстве женщины, ждущие ребенка, и говорили, что их принуждают избавиться от него. Принуждают врачи даже при отсутствии каких-либо медицинских причин — просто так!
Что же касается пресловутых «медицинских причин»… Мы убеждаемся, что современная медицина занимается профилактикой наследственных болезней по принципу «выявить и убить». Диагнозы ставятся у нас как ни попадя, да и даже если это больной еще не родившийся ребенок, совершенно аморально его убивать. Тут, очевидно, вступает в силу такой фактор, как корыстный интерес. Например, сделать операцию по исправлению врожденного порока сердца стоит около полумиллиона рублей, для нашей страны — это не такие уж большие деньги. А ведь после такой операции больной новорожденный выздоровеет, а когда вырастет, станет полноценным членом общества; он сможет работать и платить налоги государству, которые намного превзойдут сумму стоимости операции. Но нет, оказывается, у нас «дешевле» сделать аборт!
А так называемые химические аборты! Это тоже принуждение. Недавно, например, один католический епископ в Австралии публично заявил, что такие аборты «выросли из могилы нацизма». И сегодня ситуацию с абортами в России определяют как раз химические аборты. Еще в древности люди применяли с этой целью ядовитые растения. Сейчас убийственная техника вышла на новый уровень, и это очень серьезно. Химический аборт, преподносимый как более безопасный, совершенно доступен — это просто «таблетка от детей», которую очень просто купить. Понятно, что такого вида аборты часто проходят мимо статистики. И Минздрав ежегодно рапортует, что статистика по абортам якобы снижается. Ничего подобного — просто хирургические аборты сменились химическими. И число их постоянно растет за счет большей их доступности.
Не учитываются статистикой и скрытые виды абортов. Это так называемая экстренная контрацепция, то есть применяемая женщиной после зачатия ребенка и имеющая чисто абортивный эффект. Зачастую пациентки просто вводятся в заблуждение медиками. Известно также, что вся гормональная контрацепция имеет двойной механизм действия: контрацептивный и абортивный: ребенок погибает на очень ранних стадиях развития. Производители же пытаются всячески скрывать абортивный эффект подобных средств.
Словом, раньше, когда большинство абортов были хирургическими, ситуация еще подлежала регулированию. Сейчас, даже если мы добьемся полного запрета абортов, он может не сработать по названным выше причинам. Вот почему сейчас огромное значение приобретает разъяснительная миссионерская работа.
У меня и моей матушки семеро детей — для нас, естественно, проблемы абортов не существует. И многие люди живут с сознанием морального запрета на аборты, они никогда и не пойдут на это. Вообще, по некоторым данным, 50% людей не приемлют аборты, а 40% — радикально против абортов; получается 60 миллионов человек, которые не приемлют аборты, вплоть до их полного запрета.
Нужно сформировать просемейную идеологию, найти способы действенного распространения антиабортных идей. Нужна реальная общегосударственная программа. Конечно, мы работаем также и над законодательными ограничениями в этой области. Но одно, отдельно взятое от другого, не даст эффекта. В каждой епархии, а затем и в каждом городе должен появиться центр кризисной беременности, и информация о таких центрах должна быть доступна. Чтобы каждая женщина, которой, может, не на что жить, не то что пеленок купить, твердо бы знала: есть свет в конце туннеля, есть некий телефон, подъезд, дверь, за которой ей дадут пачку пеленок, утешат, помогут.
Такая практика действительно очень эффективна. Например, в США существуют тысячи подобных центров, и там самая высокая рождаемость даже среди белого населения. В Польше также очень мало абортов, и даже если завтра их там разрешат, то абортов будет мало — по религиозным соображениям и потому что действует сеть центров кризисной беременности. Явно наступила пора и для нашей энергичной работы в данном направлении.
И законодательство, и средства разубеждения
Юридическая сторона вопроса была затронута в выступлении Алексея Ульянова, участника межведомственной рабочей группы по подготовке комплекса поправок в закон «Об абортах» при комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.
Но прежде он напомнил о том, что Россия была первой страной, которая легализовала аборты декретом советской власти еще в 1920 году. В середине 1960-х годов у нас делалось 5 миллионов абортов в год, затем началось некоторое снижение. Но лишь в 2007 году число рожденных младенцев наконец превысило число убиенных в утробе матери. Словом, статистика такова: если во времена «совка» убивалось из 100 младенцев — 70, то сейчас из 100 — 45.
— Да уж, есть чем гордиться, — с горькой иронией резюмировал Алексей Ульянов, — 1 миллион 200 тысяч не родившихся из-за абортов детей — цифра ужасающая!
Не раскрывая подробностей работы, которая ведется межведомственной группой по юридическим аспектам проблемы абортов, Алексей Ульянов подчеркнул необходимость определения более четкой ответственности — как уголовной, так и административной, что требует внесения серьезных поправок в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.
Должен быть также отработан формат медицинского согласия на прерывание беременности. Хотелось бы узаконить право врача отказаться от совершения аборта по религиозным соображениям, а также ввести в законодательство, по примеру западных стран, право матери на «неделю тишины», в течение которой, после общения с психологом и другими специалистами, она может принять позитивное решение о вынашивании и рождении ребенка. И здесь любые средства разубеждения хороши, кроме уголовно наказуемых.
— Я помню, — сказал Алексей, — как несколько лет назад все московское метро было увешано социальной рекламой — картинками с рассеченным на части лицом младенца и надписью: «Аборт — узаконенное детоубийство». И почему-то именно с теми годами связано резкое сокращение числа абортов в Москве. Да и сейчас в столице и, пожалуй, еще в республиках Северного Кавказа на одно рождение ребенка приходится в три-четыре раза меньше абортов, чем в остальной России.
Думаю, что целенаправленная работа известных священников и приходов служит определенным позитивным стимулом, — уверен Алексей Ульянов. — Мы знаем примеры в Ивановской, Нижегородской областях, Перми, Красноярском крае, знаем приходы, поликлиники, районы, где разъяснительная работа священников и мирян, у которых за это болит душа, дает свои плоды: число абортов там резко снизилось. Очевидно, сейчас должна еще более возрастать роль нашей Церкви; можно перенимать и социальный опыт католиков, которые гораздо активнее на этом направлении.
Кое-что из конкретного опыта
Пожалуй, наиболее интересными были рассказы о конкретной работе различных общественных организаций, благотворительных фондов, центров защиты материнства и детства.
Так, московская общественная организация «Цитадель», оказывающая помощь беременным в кризисной ситуации, разработала программу «Маленькая мама» и приступает к ее реализации.
— Мы собираемся заниматься, — сообщила Анна Озерова, — особой группой беременных — несовершеннолетними девочками. Эта проблема существует: если еще 20 лет назад вступление девушек в половую жизнь было на рубеже 17–18 лет, то сейчас это 14–15 лет. Мы не говорим, кто виноват в ранней беременности — девушка сама, родители, педагоги, система; наверное, это наша общая вина. Но каковы последствия этого? Прежде всего, будущая мама имеет полное неприятие себя в этом положении: родители, школа, окружающие ее люди — все против нее. Придя в женскую консультацию (если она еще до нее дойдет!), она слышит от медиков: «Ну, дорогая, тебе только 14 лет! О чем тут думать?! Прерывай беременность — и никаких разговоров!» Так что у нее остается практически единственный выход — пойти на аборт.
Программа «Маленькая мама» намерена консолидировать возможности государственных и общественных организаций, Церкви, всех неравнодушных людей, чтобы действовать совместно в оказании поддержки этим девочкам. Им нужно прийти к тому врачу, который не пошлет их на аборт, им нужно продолжить свое образование в экстернате или дома. Им нужно помочь, если в семье материальные проблемы, зарабатывать самим или найти какие-то ресурсы в обществе. Есть целый комплекс соответствующих госструктур, ответственных за ситуацию, но они не работают. Надо проследить за тем, чтобы они выполняли свои функции.
Об огромной важности психологической службы в кризисных ситуациях беременности говорила директор центра «Православная семья» Ирина Рахимова. Ведь зачастую женщина принимает решение об аборте в панике, оказавшись в тяжелых жизненных обстоятельствах, и здесь нужно помочь ей не совершить шаг, который считается одним из самых тяжких грехов перед Богом и который на всю жизнь лишит ее саму душевного покоя.
Опытом работы «телефона доверия» при центре «Защита материнства и детства» в Коломне поделилась Людмила Дядюра.
— Мы — за то, — подчеркнула она, — чтобы женщина не только сохранила жизнь ребенку, но и сделала дальнейшие шаги: молодая мама должна воцерковляться, а ребенок — быть крещенным. Это и есть православная помощь в комплексе!
— Десять лет назад мы начали работу в одном из роддомов Москвы, где записывались женщины на прерывание беременности. Так родилась социально-психологическая служба нашего благотворительного фонда «Семья и детство», — рассказала его руководитель Светлана Руднева. — В настоящее время фонд действует в трех роддомах, куда обращаются беременные по поводу аборта.
Мы оказали психологическую поддержку почти 5 тысячам женщин; на свет появились более 500 детей в тех семьях, которые мы отследили и продолжаем патронировать. Есть и дистанционные формы консультирования — по «телефону доверия», ICQ, электронной почте; на сайтах мы отвечаем на вопросы. И здесь КПД оказывается даже выше: одна из трех женщин сохраняет беременность.
В этом году мы выпустили первый номер журнала-дайджеста под названием «Здоровье семьи», где даются ответы на чаще всего задаваемые вопросы, которые встают перед женщиной в этот непростой период. Это аккумулирование опыта нашей социально-психологической службы. Мы распространили журнал по регионам России, где работают такие же социально-психологические службы, и получили самые добрые отзывы.
Подводя итоги
Подводя итоги круглого стола, протоиерей Игорь Фомин, духовник журнала «Фома», отметил важность состоявшегося разговора.
— Сам я давно нахожусь на «пространстве помощи», — сказал отец Игорь, — и хорошо понял такую вещь: главное — дать человеку не рыбу, а удочку, чтобы с помощью этой удочки он шел дальше по жизни.
Не секрет, что в многодетных семьях, где условия жизни посложнее, чем там, где один-два ребенка, меньше всего и преступности, и каких-то других безобразий. Удочка, то есть работа, многое принесет и в нашу жизнь. Но для любого занятия нужны средства, помещение, оборудование…
Хочу сообщить вам, что есть возможность получить кое-какие средства благодаря грантам благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского «Православная инициатива». В этом году гранты расширены — будет выдаваться до 400 тысяч рублей.
К сожалению, Москва и Подмосковье пока мало представлены. Так что заходите на сайт фонда в раздел «Православная инициатива», заполняйте заявку и участвуйте в конкурсе грантов!
А вот оценка круглому столу, данная директором Института демографических исследований Игорем Белобородовым:
— Замечательное собрание! Надо заметить, что с приходом в Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению епископа Пантелеимона (Шатова) отдел сделал серьезный поворот в сторону семьи, защиты детских жизней, противоабортной деятельности — одним словом, в сторону активного отстаивания традиционных православных ценностей. И это не может не радовать.
Удалось обобщить некоторый опыт работы «телефона доверия», и это еще один шаг для его популяризации.
Hапомню его номера:
8-800-200-05-07 — для звонков из любого региона РФ;
8-495-665-00-05 — для звонков из Москвы (оба номера — бесплатные, анонимные).
Можно сказать, что такие инициативы, как «телефоны доверия», социальная реклама, интернет-сайты, то есть современные методы работы, дают намного больше эффекта, чем, может быть, пикеты, митинги… Это ежедневная кропотливая работа, и надо обращаться к целевой аудитории непосредственно.
Недавно мы провели второй автопробег против абортов, в котором участвовали, наряду с Москвой, Орел и Раменское. В итоге на полном энтузиазме участников и понимании сотрудников ГИБДД удалось заметно проехаться с флагами и соответствующими лозунгами. Мы ощутили массовую поддержку: нам сигналили встречные машины, нас приветствовали люди…
Сегодняшнее мероприятие в рамках выставки-форума «Православная Русь» я рассматриваю как продолжение единой цепочки действий, общей стратегии Церкви и общественности в защиту жизни нерожденных детей.
К сожалению, наш круглый стол проходил во время языческих демонстраций коммунистов, вышедших 7 ноября на улицы городов. Здесь я вынужден напомнить, что именно идеологи коммунизма легализовали аборты, привели к гибели сотен миллионов детских жизней, к разрушению института семьи. Это, по сути, экстремистская идеология, и важно не допустить ее реванша, хотя и современный европейский либерализм, продвигающий эвтаназию и аборты, ничем не лучше.
В заключение — несколько слов от организаторов «круглого стола», которых представляла Марина Васильева, заместитель председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению:
— Очень важно объединение усилий всех, кто занимается спасением жизней нерожденных детей. Сейчас, когда уже выстраивается системная помощь со стороны Церкви и общества, нужно, чтобы эти инициативы были вместе, как прутики веника. Вместе мы, конечно, выметем это зло!