Куда идет Минздрав (I)

Posted on: чт, 10/24/2013 - 10:37 By: Author
Теги

Министр здравоохранения Вероника СКВОРЦОВА рассказала корреспонденту «Милосердия.ru» Анастасии ЯКОРЕВОЙ, куда идет Минздрав, почему медицина пока недофинансирована, когда врачи смогут получать больше, и зачем нужны благотворительные фонды. «Милосердие» публикует развернутое интервью и самые важные его тезисы. (начало)

Для удобства читателей мы выделили основные тезисы состоявшейся беседы:

Зарплата врачей
Первая проблема - средства на заработную плату, которые доводятся до регионов, распределяются региональной комиссией, а затем администраций лечебных учреждений. На каждом этапе возможны искажения.
Вторая проблема в том, что базовый оклад медработника – всего 40% в составе заработной платы. Остальное – стимулирующие выплаты, которые зависят от нормативов труда, которые были разработаны слишком давно – в 80-х годах.
Минздрав считает, что базовый оклад должен составлять не менее 60% (а по некоторым оценкам и 75 %) зарплаты медицинских работников.
В этом году министерство планирует запустить пилотные проекты по новым нормативам и, возможно, распространит этот опыт на всю страну.

Информатизация здравоохранения
Часть обязанностей, лежащих сейчас на враче, например, заполнение различных формуляров, рецептов, другой «бумажной работы», планируется переложить на информационные системы.
Минздрав уже разработал электронное рабочее место врача, которое начнет внедряться с ноября-декабря этого года. Это рабочее место позволяет входить во все информационные национальные базы, получать справочную информацию и помощь в выборе лекарственных препаратов, распечатывать любые необходимые документы.

Медпомощь в регионах
Впервые после распада СССР Минздрав начал вводить единые для всей страны порядки оказания медпомощи: чтобы и в столице, и в регионе скорая приезжала не за два часа, а за 20 минут, чтобы необходимые исследования были проведены больному в течение часа после поступления в медицинскую организацию, а не на следующей неделе. Все это заработало с 1 января 2013 года.
Вместе с региональными коллегами Минздрав начал выстраивать трехуровневую систему оказания медпомощи. Новое в этой системе – это второй уровень, которого не было в советское время – межмуниципальные центры специализированной медицинской помощи со временем доезда в течение часа. За 2 последних года количество таких центров увеличилось более чем в 2 раза и превысило 1200.

Бесплатность медицинской помощи
Основной объем медицинской помощи население должно получать бесплатно, за счет тех средств, которые выделяет государство.
Сложность в том, что в течение многих лет отрасль была катастрофически недофинансирована. За последние годы финансирование здравоохранения увеличилось в 4 раза и продолжает увеличиваться.

В 2012 году впервые была определена сумма, которая необходима, чтобы оплачивать основной объем медпомощи, который заложен в программе государственных гарантий. Эта сумма будет у нас в полном объеме только в 2015 году. На сегодняшний момент Минздрав вынужден организовывать оказание медицинской помощи, которая финансируется в рамках усеченного тарифа. Следствие из этого – низкая заработная плата врачей, которая также зависит от этого тарифа.

Два окна в медучреждениях – платное и бесплатное - это грубейшее нарушение. Когда в Минздрав поступают подобные жалобы, ведомство оперативно их проверяет.

Благотворительные фонды
Главное, чтобы Минздрав и благотворительные фонды не дублировали усилия друг друга. Сейчас Минздрав старается выстроить диалог с благотворительными организациями. Есть специальный координационный совет с благотворительными фондами, туда входит около 20 фондов. По большинству случаев помощь может оказать государство, но каждый такой случай необходимо индивидуально разбирать.
Параллельно у Минздрава и благотворительных фондов есть совместные большие проекты по лекарственному обеспечению. Например, в рамках совместного проекта с Минздравом России Русфонд планирует направить около 300 млн. рублей на покупку лекарств детям с орфанными заболеваниями.


- Врачи, с которыми мне удалось пообщаться при подготовке к интервью, в качестве одной из основных проблем называют низкий уровень оплаты труда. Как говорят: «голодный врач вреден для вашего здоровья». Есть ли у вас понимание того, как можно повлиять на ситуацию?

- Понимание, безусловно, есть. Более того, решение проблем в сфере оплаты труда медицинских работников является одним из главных приоритетов в деятельности Министерства. В этом направлении мы очень активно работаем. Парадокс заключается в том, что при существенном повышении средней заработной платы по всем регионам страны (сейчас, по данным Росстата, она достигает 34 тысяч рублей), имеется немало случаев, когда повышения зарплаты у медработников не произошло. У некоторых она даже снизилась. В чем же причины этого? Дело в том, что в соответствии с законодательством средства на заработную плату, которые доводятся до региона, распределяются по региональным правилам, определяемым региональной тарифной комиссией с учетом имеющихся проблем и приоритетов субъекта РФ. Затем, когда распределенные средства приходят в конкретное лечебное учреждение, они распределяются администрацией на основе коллективного договора. Иными словами, на каждом из этих этапов возможно искажение, влекущее снижение заработка медработника.

Есть, однако, и системные проблемы, которые мы решаем. Так, например, базовый оклад внутри общей заработной платы в настоящее время составляет немногим более 40%. Остальные 60% - это стимулирующие и компенсационные выплаты. Это приводит к тому, что даже у специалистов одного и того же профиля зарплаты могут серьезно варьировать как внутри региона, так и между регионами. В одном и том же регионе уже сейчас есть врачи, которые получают очень большие деньги, и врачи, которые получают весьма небольшие деньги. Причем тех, кто получает меньше, может быть порой больше. А средняя зарплата в регионе будет сохраняться на приличном уровне. Говоря о стимулирующих выплатах, нельзя забывать и о том, что нормативы труда, которые действуют сегодня, по большей части разработаны в начале 80х годов. То есть в условиях, когда требования во многом дезактуализировались, реально эффективное стимулирование медработников является непростой задачей.

Увидев проблему и оценив ее, Минздрав России в марте этого года инициировал пересмотр нормативов труда и врачей, и среднего медперсонала. Для этого мы организовали межведомственную рабочую группу, куда пошли представители Минтрудсоцзащиты России, профсоюзов, медицинского сообщества. По сути, мы открыли эту рабочую группу для всех, кто в ее работе хотел бы принять участие. Совместный труд позволил разработать методику пересмотра трудовых нормативов. Уже в этом году мы планируем запустить пилотные проекты по новым нормативам в нескольких регионах. Подведя итоги, можно будет говорить о распространении этого опыта на всю страну.

- Межведомственная комиссия будет заниматься только нормативами работы врача?

- Не только. Также, например, должен быть осуществлен пересмотр распределения функциональных обязанностей между врачами и другими категориями медработников (в частности, средним медперсоналом). Часть функциональных обязанностей, лежащих сейчас на враче (например, заполнение различных формуляров, рецептов, другой «бумажной работы»), вообще должна быть переложена на информационные системы.

- Та самая информационная система, которая сейчас создается?

- Информатизация здравоохранения – это последовательный процесс, этапы которого распланированы до 2020 года. Все внедряется шаг за шагом. Так, в последние годы закуплено почти 370 000 единиц компьютерной техники, более 5 000 учреждений перешли на электронную запись к врачу, в 5 500 учреждений обеспечена возможность ведения электронной карты гражданина. Создана национальная электронная медицинская библиотека, содержащая тысячи статей, книг, учебников для повышения уровня подготовки врачей.

- А не приведут ли эти нововведения к повышению нагрузки на врачей?

- Как раз наоборот. Мы разработали электронное рабочее место врача, которое начнет внедряться с ноября-декабря этого года. Это рабочее место позволяет входить во все информационные национальные базы. Мы создали за это время национальную медицинскую электронную библиотеку, оцифровали огромное количество наиболее значимых источников по всем основным медицинским профилям. Есть возможность получить тут же справочную информацию онлайн. Мы разработали систему помощи в принятии решений для врачей первичного звена. Прежде всего, по выбору обоснованному лекарственных препаратов, их сочетаемости в том случае, если требуется назначение нескольких лекарственных препаратов. С этого же рабочего места могут быть распечатаны любые формализованные бланки, любые необходимые документы. Это то, что принято во всем мире. Есть вещи, которые не нужно от руки всякий раз писать. В том числе, не нужно каждый раз от руки заполнять рецепты. Сейчас мы идем дальше – мы рассматриваем возможность сохранять просто в единой системе электронного документооборота заполненные бланки. Тогда вообще не будет необходимости давать рецепты пациенту. Пациент просто идет в аптеку, в аптеке его находят в базе и выдают лекарство.


Успешность работы Минздрава оценивается с формальной точки зрения по динамике смертности и заболеваемости. По данным министерства, в 2012 году был достигнут т.н. «перекрест» рождаемости и смертности, который заключает 20-летний период активной убыли населения страны после перекреста, который был ровно 20 лет назад – в 1992 году. В 2013 году позитивные тенденции сохраняются, несмотря на эпидемию гриппа, которая прошла в январе–апреле. Лишь за один месяц после эпидемии общая смертность в стране снизилась на 7 процентов. В целом за 8 месяцев 2013 года в сравнении с аналогичным периодом 2012 г. младенческая смертность снизилась на 5,7%, смертность от болезней системы кровообращения - на 3 %, туберкулеза - почти на 9 %, внешних причин смерти – на 5,4 %, инфекционных заболеваний – на 1,8 %.

Что касается развития и реформирования самой системы здравоохранения, то тут, по словам министра, ключевые направления - это достаточное количество квалифицированных медицинских кадров и оснащённость современной инфраструктурой.

За последние два года фондооснащённость и фондовооружённость здравоохранения увеличились более чем на треть по стране. Более 3 300 учреждений здравоохранения отремонтированы, закуплены почти 380 000 единиц медицинского оборудования. Количество фельдшерских пунктов, сельских амбулаторий, врачебных общих практик увеличилось на 1765 на территории страны

Количество учреждений, оказывающих высокотехнологичную помощь, увеличилось почти в два раза, а число больных, пролеченных в региональных учреждениях, более чем в четыре раза. Только в 2012 году было приобретено для субъектов Российской Федерации 187 мобильных медицинских комплексов, было сформировано более 8 тысяч выездных врачебных бригад, более 4 тысяч учреждений включены в телемедицинскую сеть. Спутниковой навигацией ГЛОНАСС оснащено более 19,5 тысячи машин скорой помощи и 2,5 тысячи станций скорой помощи. Благодаря программе «Земский доктор» около 8 тысяч специалистов пришли работать на село.

При этом в министерстве признают, что в российском здравоохранении сохраняется немало проблем.

 

Окончание далее

 

Раздел "Новости"