«Продукты зачатия» российских законодателей не одобрили в Русской Православной Церкви

Posted on: чт, 10/28/2010 - 03:16 By: admin

Вокруг проекта закона Минздрава РФ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», позволяющего опекунам отправлять на принудительные аборты подопечных и содержащего скандальную формулировку «продукт зачатия», возникла странная ситуация.

С одной стороны, несмотря на многочисленные протесты граждан, закон уже несколько месяцев «висит» на сайте ведомства. С другой, по всей видимости, готовящийся под горячие дни начала осенней сессии законопроект до сих пор не был представлен депутатам из профильного комитета Госдумы.

Единственные, кто отваживаются комментировать «продукт зачатия» чиновников Минздрава — религиозные деятели. Они уже высказали Минздраву свое неодобрение. На межрелигиозном совете России было принято заявление о том, что ряд пложений проекта закона не соответствует религиозным представлениям традиционных конфессий.

Заместитель председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата священник Георгий Рощин рассказал в интервью Накануне. RU о том, что такое человеческий плод с религиозной точки зрения и как Церковь относится к «суррогатным матерям».

— Накануне на межрелигиозном Совете России прошло обсуждение проекта закона Министерства здравоохранения «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Введение в юридический оборот формулировки «продукт зачатия» — это одно из самых скандальных положений нового закона. Каково отношение Церкви к этому законопроекту?

— Наша позиция тут общая с позицией представителей всех традиционных религий России. Нами было выпущено и заявление, в котором высказывается озабоченность, что в законопроекте еще не родившийся плод уже называется продуктом зачатия, поскольку это не соответствует религиозным понятиям о плодоношении.

И, более того, мы тут видим и противоречие с определенными нормативными актами светского государства, которые предусматривают более тяжкое уголовное наказание за нанесение тяжких увечий беременной женщине.

Что говорит о том, что само светское законодательство предполагает более внимательное отношение к плоду.

— Что такое человеческий плод в церковном, каноническом понимании?

— В учении Православной Церкви всегда утверждалось, что уже после зачатия плод, хотя и сформирован не полностью, уже признается личностью.

Это косвенно подтверждается некоторыми религиозными праздниками Православной Церкви. К примеру, мы празднуем зачатие Спасителя. В Церкви нет сомнений, что уже на данном этапе, на этапе зачатия, мы имеем дело с личностью.

Поэтому внедрение вот такой новой философии, когда человеком почитается уже родившийся ребенок — опасно.

Мы понимаем, что этот закон направлен на легитимизацию некоторых медицинских практик, направленных на использование абортивных материалов в косметике и других прикладных отраслях. Но это абсолютно недопустимо. Это создает опасный прецедент.

Из этого можно сделать вывод, что человеческая жизнь периода зачатия не несет в себе некой ценности, что неприемлемо ни для православных, ни для представителей других традиционных конфессий.

— Получается, в этом вопросе вы не одиноки?

— Да, именно так. На Межрелигиозном совете России мы подписали совместное заявление с другими религиозными группами.

— Кроме этой формулировки, в проекте закона регламентируется процесс стерилизации. Так, ряд статей устанавливает порядок принудительной стерилизации и принудительных абортов по решению опекунов и решению суда. Насколько это нравственно?

— Церковь все не регламентирует в этом плане, но у нас есть такое пожелание, чтобы учитывались нравственные нормы. В законе должно быть дано четкое объяснение, почему эта норма включена.

Позиция Церкви такова, что в любом законе должны быть прописаны четко формулировки, относящиеся к жизни человека. В вопросах стерилизации необходимо исключить люфт произвольного толкования нормы закона.

— Также проектом закона регламентируются некоторые моменты зачатия с привлечением «суррогатных» матерей. У РПЦ есть позиция по этому вопросу?

— Это так называемое экстракорпоральное зачатие. Первые заявления по этой проблеме были высказаны Русской Православной Церковью в Основах социальной концепции, где существует раздел «Биоэтика».

Работа по выработке отношения к этой проблеме продолжается. Есть как «за», так и «против», тут необходимы дальнейшие консультации как представителей Церковного священноначалия, так и верующих, и ученых. Чтобы можно было выяснить нравственную составляющую этого вопроса.

— Церковь, как известно, не является субъектом законотворчества. Как она может повлиять на процесс создания законов, противоречащих ее канонам?

— Церковь принимает участие в законопроектах, касающихся жизни людей и жизни верующих, выражая позицию Церкви и представляя чаяния верующих и их пожелания. Нам необходимо, чтобы при принятии закона позиции верующих учитывались.